новинки

обработка

печать

переплёт

материалы

прочее

Как добиться качества цветопередачи

«Автогра́ф» — салон оперативной полиграфии. Мы отдаём себе отчет в том, что наши методы, технологии и профессионализм могут не вполне соответствовать взыскательным вкусам некоторых клиентов, для которых изложенная здесь информация не представляется достоверной. Вниманию всех остальных предлагаем следующее:

Все устройства, воспроизводящие цвет, делают это по-разному, причем каждое устройство может воспроизвести только определенный набор цветов, называемый цветовым охватом. К сожалению, полной идентичности изображения не даст ни один принтер. Цветовой охват струйного принтера значительно меньше, чем, например, цветовой охват sRGB. Если структура изображения имеет отличия, то человеческий глаз это обязательно заметит. Даже два отпечатка, сделанных один за другим на одном принтере, будут иметь различия!

Вот неполный список факторов, влияющих на цветопередачу:


  • Бумага: Тип. Производитель. Партия. Плотность. Влажность. Покрытие.

  • Условия печати:Температура и влажность воздуха. Высота над уровнем моря.Атмосферное давление.

  • Краски меняют свой цвет в процессе высыхания, хранения отпечатков

  • Краска: Кроющая способность. Производитель. Партия. Условия транспортировки. Температура.

  • Драйвер. Растровый процессор. Программное обеспечение.

  • Качество оригинала, степень сжатия

  • Степень увеличения (пикселизация), качество обработки.

  • Несовпадение или неадекватность цветового охвата устройств (сканеров, фотокамер, мониторов, печатной техники).

  • Наличие колориметров, калибраторов, спектрофотометров и денситометров.

  • Человеческий фактор.

к сожалению далеко не на все из этих факторов мы можем повлиять!

Синтез цвета на экране принципиально отличается от синтеза цвета в печатающих устройствах. В первом случае это аддитивный синтез (то есть монитор формирует все цвета и их оттенки путем сложения трех основных составляющих — красного, зелёного и синего); во втором — субтрактивный синтез (основанный на вычитании из падающего на окрашенный предмет света определенных длин волн).

Потребность в обсуждении понятия «цветопроба» и самого процесса, родилась в связи с тем, что иногда заказчик недоволен результатом цветопередачи на отпечатанной продукции — не те оттенки какого-то цвета, не та яркость, не те полутона и т.д. Как аргумент, заказчик ссылается на изображение монитора и пробную печать на своем цветном принтере (лазерном или струйном). И что бы мы ни говорили, что цвета, полученные на мониторе, или на офисном принтере не могут быть приняты за эталон, заказчик всё равно стоит на своем. Кому нужны конфликты, потерянное время и нервы, и убытки с обеих сторон! Цветопроба является инструментом визуальной оценки ожидаемых результатов печати.

Цветопроба — изображение, служащее образцом для воспроизведения цвета при тиражировании печатного материала. Является одним из важных инструментов для обеспечения качества цветовоспроизведения в полиграфии наряду с денситометрическим и колориметрическим контролем. В более широком смысле цветопробой можно назвать любое изображение, которое заказчик печати считает образцом цвета: отпечаток на принтере или оригинал фотографии, однако, печатник редко сможет «попасть» в предложенное изображение, если при его подготовке не были учтены реалии печатного процесса: используемая бумага и краска, особенности печатной машины и допечатной подготовки.

Сегодня под термином «цветопроба» понимают, как собственно технологический процесс и устройства, предназначенные для этого, так и получаемое цветное изображение.

Одним из важных этапов предпечатной подготовки, позволяющим оценить цветопередачу в будущем тираже, является вывод по желанию заказчика контрактной цветопробы. С одной стороны изготовление цветопробы обеспечивает визуальное представление дизайнерских решений, а с другой — используется как руководство в процессе производства, являясь частью документации на изготовление цветной печатной продукции. Цветопроба, которая «хорошо выглядит», являясь яркой картинкой, но при этом не отражает визуальные свойства будущего — бесполезна.

Задача изготовления цветопробы заключается в симуляции тиражного оттиска (отпечатка). Можно считать ее своеобразным прототипом последующих многих сотен изображений, это образец для печатника в процессе приладки. При этом затраты времени и финансовые издержки, потраченные на борьбу за «правильный» цвет после изготовления тиража без цветопроб несоизмеримы по сравнению с изготовлением цветопробы, полученной еще на этапе предпечатной подготовки.

С помощью цветопроб можно получить лишь приблизительное представление о печатном оттиске, и не более того.

Если цифровая цветопроба не устраивает, гораздо проще, а главное правильнее, соответствующим образом доработать файл или настроить технику и «попробовать цвет» ещё раз.

Пробная печать — самый точный вид цветопробы. Используются те же бумага, печатающие устройства, краски, драйверы и программы. Минус один — пробная печать стоит денег.

Особого внимания заслуживает сама методика оценки качества печати — делать ли это по контрольной шкале или непосредственно по сюжету. Действительно, клиент покупает изображение, а не шкалу! Однако на сегодняшний день при более или менее развитой так называемой базовой колориметрии, занимающейся измерением цвета равномерно окрашенных полей, анализ реального изображения на печатном оттиске представляется настолько сложной задачей, что некоторые ученые вообще сомневаются в возможности его решения даже в будущем. Таким образом, совершенно очевидно, что на современном этапе развития науки и техники объективно оценивать параметры качества цветопередачи возможно лишь по контрольным шкалам. Именно поэтому в нормативных документах, регламентирующих изготовление цветопробы, рекомендуется сравнивать не сами изображения, а шкалы оперативного контроля соответственно на цветопробе и тиражном оттиске.

Цифровая цветопроба всегда субъективна, поскольку никогда в точности не соответствует тиражному оттиску. Заказчик всегда критически оценивает цифровую цветопробу, чтобы убедиться, что последующие сотни оттисков будут точно такими же. Здесь наука о цвете бессильна, потому что зрительные модели CIE усреднены и не в полной мере учитывают особенностей цветового восприятия человека. Мало того, различия в оценке цветопередачи зависят от условий наблюдения и окружающей среды, освещения, возраста, влияния самого содержания на восприятие, различия в зрении отдельных людей. Цветовосприятие различается не только от человека к человеку, но даже и у одного индивида оно может быть неодинаково в разные периоды времени. Даже взаимное расположение оттиска и цветопробы по отношению к друг другу может повлиять на восприятие последней. Это означает, что два человека могут искренне расходиться в восприятии цвета, т.е. видеть одно и то же по-разному. Разные люди зачастую имеют разное мнение о том, как должен выглядеть цвет на оттиске. При этом разница будет только усугубляться, если один из них работает с цветом профессионально.

Поскольку утверждение цвета — процесс, в который вовлечены люди, это иногда порождает конфликтные ситуации. На первый взгляд может казаться, что проблема сугубо техническая, и её можно легко решить при помощи спектрофотометра. Однако слишком часто выясняется, что дело в столкновении между людьми, а цветопроба служит просто удобным полем битвы. Ситуация иногда просто доводится до абсурда, если сравнение оттиска и цифровой цветопробы производится не конечным заказчиком, а, как это часто бывает в полиграфии, посредником. Не зная и не понимая конечной цели замысла заказчика, руководствуясь желанием снять с себя в дальнейшем всякую ответственность, посредник порой требует 100-процентного «попадания в цвет», не желая прислушиваться ни к какой аргументации об абсурдности подобных требований.

Необходимо иметь ввиду, что цифровая цветопроба является исключительно пробой цвета и не может служить для выявления других изъянов изображения. Пытаться оценить по ней толщину тонких линий и мелких шрифтов, равномерность сплошных заливок, а также других нюансов, связанных с разрешением, наличие муара и т.п. — бессмысленно. У нее другое предназначение. Для неё главное цвет, и всё подчинено достижению именно и только этой цели.

Следует избегать соблазна сэкономить при изготовлении цветопробы и сделать уменьшенную копию изображения или ограничиться каким-то его фрагментом. Такая цветная картинка, безусловно, будет давать определённое представление о цвете, однако цифровой цветопробой и тем более контрактной являться не может. Не факт, что уменьшенная копия, обладая теми же колориметрическими характеристиками, что и оригинал, будет иметь с ним визуальное соответствие. Это связано с тем, что изменение масштаба влечет за собой соответствующие изменения в восприятии светлоты и насыщенности цвета. Однако точные закономерности этих изменений пока недостаточно изучены.

Являясь наиболее совершенной среди прочих, цифровая цветопроба, к сожалению, на сегодняшний день сама далека от совершенства в силу вышеперечисленных объективных причин. Она по определению не может гарантировать 100% «попадания» в цвет. Самое обидное заключается в том, что, даже предприняв все возможное (на сегодняшний день), понеся определенные финансовые потери на изготовление цветопробы, из-за превратностей струйной (или лазерной) печати все равно не может быть полной уверенности, что отпечатанный тираж будет ей соответствовать. Необходимо чётко понимать, что это не вина конкретных исполнителей или погрешности печатного комплекса, а объективная реальность текущего момента.

Было бы абсолютно неправильно истолковывать всё вышесказанное как некролог цифровой цветопробе. В настоящее время изготовление цветопробы — пусть, может быть, и меньше, чем мало, но уж точно лучше, чем ничего. Просто относиться к цифровой цветопробе нужно соответственно, с учетом реалий сегодняшнего дня. Предсказать цвет можно! Просто надо сделать для этого всё возможное, отбросив крайности.

Не смотря на то, что цветопроба обязательно будет отличаться от напечатанного тиража, нет необходимости доводить ситуацию до абсурда. Важно только сформулировать и в дальнейшем чётко осознавать, какой смысл вкладывается в понятие «соответствие тиражного оттиска цветопробе». Не тешить себя иллюзиями. Не ждать от этого «соответствия» полнейшего совпадения. Быть готовым к определенным различиям. И самое важное — осознавать, что это НОРМАЛЬНО.

Под термином «попадание в цвет» надо понимать не что-то мифическое, а конкретный, строго оговоренный диапазон отклонений, который, считается нормой. А вот выход за рамки этого диапазона действительно следует относить к браку в сложнейшей работе по изготовлению цветопробы. В идеале, для того, чтобы свести к минимуму субъективизм в оценке «соответствия», а также придать смысл понятию «отклонение», следует отойти от заводящей в тупик визуальной оценки изображения и всецело довериться инструментальному контролю с использованием спектрофотометров.

В Международном стандарте ISO 12647-2:2004, этот допуск на разрешённое отклонение оговаривается совершенно однозначно: тиражный оттиск (ОК-лист) на белой бумаге считается полностью соответствующим цветопробе, если цветовые различия первичных цветов CMYK не превышают ΔЕ*ab=5. Выполнение этого требования на полном основании позволяет отнести цифровую цветопробу к категории контрактной. Следует иметь в виду, что сравнение производится по соответствующим полям шкал оперативного технологического контроля, например Ugra/FOGRA Media Wedge v2.0.

Важно:

Претензии к качеству воспроизведения цвета при печати не принимаются, если на стадии предпечатной подготовки не были изготовлены и утверждены цветопробы!

Попадание в цвет без цветопроб — случайно. Мы не берём на себя никаких обязательств, по поводу «соответствия по цветам» сделанных нами отпечатков картинкам на каком-либо мониторе (даже нашем), где-то в интернете, распечатанным где-либо ещё (даже ранее у нас).